Януш Корчак родился 22 июля 1878 году в Польше, которая на тот момент была частью Российской Империи. При рождении его звали Эрш Хенрик, и он был старшим сыном в еврейской семье Гольдшмидтов.
Генрик, так на польский манер его называли в семье, учился в русской гимназии в Варшаве. Выросший в еврейской семье, он, однако, считал себя поляком и гордился этим.
Когда мальчик учился в пятом классе, его отец серьезно заболел и не мог больше работать. Семья, некогда весьма обеспеченная, оказалась на грани банкротства. Тогда Генрик стал подрабатывать репетиторством. Его учениками были и его ровесники, и ребята, старше его. К каждому своему ученику юный преподаватель находил личный подход, выявлял сильные и слабые стороны, выстраивая методики обучения, чувствуя индивидуальные особенности.
В 18 лет юноша опубликовал статью «Гордиев узел», в которой, основываясь на личном опыте преподавания, задавал и раскрывал важные вопросы, касающиеся воспитания детей, на которые вряд ли могли ответить педагоги, работающие в системе, а родители не задумывались вовсе. Корчак хотел донести до читателей мысль, что характер и дальнейшая жизнь ребенка зависит от его воспитания и от того, что ему дают родители, а не няни и учителя.
Тогда же Генрик начинает активно публиковаться не только как автор педагогических статей, но и как драматург. Его первая опубликованная пьеса вышла под псевдонимом Януш Корчак, и с этим именем он вошел в историю педагогики и публицистики.
После окончания гимназии Януш решил пойти по врачебной стезе и поступил на медицинский факультет Варшавского университета, однако педагогику не бросил. Во время учебы он ездил на стажировку в Швейцарию, интересовался работой детских больниц и приютов, а также изучал труды Иоганна Песталоцци, швейцарского педагога и гуманиста.
Во время Русско-Японской войны 1905 года только получивший диплом врача Януш Корчак оказывается на передовой. После войны он отправляется на новую, более длительную стажировку: работает в детских больницах и приютах Берлина, Франции и Англии.
В 1911 году, применив весь опыт зарубежных стажировок, Януш Корчак на свои деньги и средства меценатов открывает дом сирот для еврейских детей. Этот вопрос на окраинах Российской Империи стоял особенно остро – антисемитизм, предвзятое отношение к евреям, не давали даже малейшей возможности сиротам и детям из малообеспеченных семей вырваться из маргинальной среды. Дом сирот Корчака давал этим детям шанс стать достойными людьми.
Более того, Януш Корчак настоял на автономности своего заведения и независимости воспитательской деятельности. В этом приюте царила настоящая демократия: все вопросы дети и педагоги решали сообща, за провинности не наказывали, а рассматривали дело на детском товарищеском суде.
В годы Первой Мировой войны Корчак, как военный врач, снова отправляется на передовую. Работает в дивизионном полевом госпитале, затем врачом в детском приюте Киева, где и написал свою знаменитую книгу «Как любить ребенка».
Эта книга стала настоящим прорывом в педагогической литературе того времени. Корчак писал о том, что ни розги, ни вседозволенность не сделают из ребенка достойного человека. Родительская любовь и уважение, постоянный диалог с ним как с маленьким человеком – вот что становится основой гармоничного развития личности.
Перед евреем Корчаком всегда стоял остро вопрос национальной самоидентификации. Он родился в Польше, любил эту страну и чувствовал себя поляком. Считал, что любая радикальная мысль несет разрушения, даже если направлена на благое дело.
Однако к концу 1930-х годов он всерьез начинает задумываться о переезде в Палестину: с ростом немецкого нацистского режима в Европе становится крайне неспокойно. Но сделать это Януш Корчак не успел – в 1939 году Польшу оккупировали немецкие войска. Тем не менее, он не боялся носить форму офицера польской армии и продолжал свою педагогическую работу: в доме сирот и на радио, где выступал под псевдонимом Старый Доктор.
В 1940 году в Варшаве было сформировано гетто, куда Корчак был насильно перемещен со своими воспитанниками. В еврейском гетто он старался помочь всем: добывал лекарства и продукты, вел приемы – как врач и как учитель. Подпольщики несколько раз готовили ему побег: была готова конспиративная квартира, новые документы. Но Старый Доктор отказался оставлять своих детей. «Вы же не сможете оставить своего ребенка на растерзание? А у меня их двести», – так отвечал он на предложение немедленно бежать, когда уже нацистскими властями был принят закон о «расформировании» (т.е. уничтожении) еврейских гетто.
В августе 1942 года двести детей, помощницу Корчака Стефанию Вильчинскую и его самого этапировали в поезд на Треблинку. По воспоминаниям очевидцев, дети стояли по четверо, а во главе этой трагической колонны шел Януш Корчак, ведя за руки двоих детей. Конвоиры, как по команде, встали смирно и отдали честь.
Когда все дети и воспитатели оказались в вагоне, один из офицеров СС подошел к Корчаку. Он узнал автора «Короля Матиуша», книги, которую любил в детстве. Офицер предложил Корчаку выйти из вагона. «Ошибаетесь, не все люди мерзавцы!», – отрезал тот.
Через несколько дней Януш Корчак, его воспитанники и коллеги погибли в газовой камере концлагеря Треблинка.
Перу Януша Корчака принадлежит более 20 книг о воспитании детей, художественные произведения и пьесы. 1978 год был объявлен ЮНЕСКО годом Януша Корчака. Дом сирот в Варшаве функционируют до сих пор.
Произведения Януша Корчика, которые вы можете взять в библиотеке:
1. Корчак Я. Избранное. – К. : Радянська школа, 1988. – 528 с.
2. Корчак Я. Как любить ребенка : книга о воспитании. – М. : Политиздат, 1990. – 494 с.
3. Корчак Я. Когда я снова стану маленьким : повесть. – М. : Азбука-Аттикус, 2019. – 176 с.
4. Корчак Я. Король Матиуш Первый : повесть-сказка : пер. с пол. – М.: Новости, 2012. – 112 с.